Согласно изменениям, с 1 января 2022 года в перечень участников контрактной системы вошли операторы специализированных электронных площадок. Данное расширение списка участников повлекло изменение порядка проведения конкурса, особенностей формирования, размещения и охраны информации о закупках.
Также с начала 2022 года выделен отдельный этап исполнения контракта, им является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Внесены изменения в способы закупок товаров, так в настоящий момент имеется 4 способа закупок:
1) Конкурсы (открытый, закрытый конкурс);
2) Аукционы (открытый, закрытый);
3) Запрос котировок в электронной;
4) Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Данный перечень является исчерпывающим.
В связи с изменением системы государственных закупок, изменения порядка работы электронных площадок и требований к их функционалу, законодатель расширил перечень информации размещаемой в единой информационной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов:
1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) Идентификационный код закупки,
3) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) Адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки;
5) Наименование объекта закупки;
6) Информация о количестве, единице измерения и месте поставки;
7) Информация об объеме;
8) Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) Начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования;
10) Размер аванса;
11) Критерии оценки заявок на участие в конкурсах;
12) Требования, предъявляемые к участникам закупки;
13) Информация о предоставлении преимущества;
14) Информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
15) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг;
16) Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии, реквизиты счета, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
17) Размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению;
18) Информация о банковском сопровождении контракта ;
19) Информация о возможности заказчика заключить контракты, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;
21) Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке;
23) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Также переработаны положения правил запроса котировок, проведения электронного аукциона, закрытого конкурса. Определены 6 случаев, когда открытая конкурентная закупка не состоялась (статья 52 ФЗ):
- подана только одна заявка;
- только одна заявка допущена;
- не подано ни одной заявки;
- комиссия отклонила все заявки;
- все участники, не отозвавшие заявки, признаны уклонившимися;
- заказчик отказался заключить контракт с единственным участником.
В статье 34 ФЗ определены требования к контракту жизненного цикла, заключаемому в отношении новых машин и оборудования, так установлено, что контракт должен содержать стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:
1) Стоимость товара или работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);
2) Стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.
Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Досудебное урегулирование споров.
Основополагающими принципами гражданского права и отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности, является добросовестность, добровольность и свобода экономической деятельности. Государственные органы, в частности судебные органы, выступают последней инстанцией при урегулировании споров, возникающих из договорных отношений. Законодательством и условиями договора предусмотрено досудебное урегулирование спора.
Верховный суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от № 18 разъясняет, что досудебным урегулированием спора является: деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке. Соблюдение данного порядка разрешения конфликтов в первую очередь способствует развитию партнерских отношений. Направление стороной спора сообщения, имеющего информационный характер и (или) являющегося основанием для обращения в суд (копия иска, заявления), не является досудебным порядком урегулирования спора.
При этом если требование истца заявлено сразу к нескольким ответчикам, то данный порядок досудебного урегулирования должен быть соблюден в отношении всех участников.
В случае передачи права требования (цессии), при соблюдении досудебного порядка правопредшественником, повторное предъявление претензии правопреемником не требуется.
Направление претензии электронным способом возможно в случае если в договоре прямо указанно на возможность подобных переговоров между сторонами. Также суд разъяснил, что «факт направления претензии с использованием сети Интернет, допустимыми доказательствами будут являться в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов (скриншот), с указанием адреса интернет страницы и времени ее получения».
Исковое заявление должно содержать сведения о ранее примененных примирительных процедурах.
Ряд законов строго определяет обязательное соблюдение порядка досудебного урегулирования, например: Закон о связи, Кодекс внутреннего водного транспорта, Закон об ОСАГО, ФЗ «Об основах туристической деятельности», Закон о финансовом уполномоченном.
Соблюдение досудебного порядка разрешения спора не требуется по делам:
1. Об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
3. О несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам;
4. О защите прав и законных интересов группы лиц;
5. Приказного производства; связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов;
6. О признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Претензия должна содержать дату ее составления, наименование, адрес места нахождения лица, направившего претензию, наименование, адрес места нахождения лица, к которому предъявлена претензия, описание обстоятельств, послуживших основанием для предъявления претензии, обоснование, расчет и сумму требования, перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии, фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.